100 лет со дня рождения Акира Куросава
23 марта исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого японского режиссёра Акира Куросава. Его картины «Семь самураев» и «Дерсу Узала» были удостоены высших кинонаград и оказали огромное влияние не только на национальный, но и на мировой кинематограф. Он сам говорил о себе: «Я режиссер. Вот и всё. Я знаю себя достаточно хорошо, чтобы понимать простую истину: случись мне разлюбить кино – я пропал. Кино – это вся моя жизнь».
Куросава снимал кино на западный манер, за что его обвиняли в отречении от своего народа. Он перенёс на экран произведения сразу трёх классиков мировой литературы – Шекспира, Достоевского и Горького, заслужив репутацию пропагандиста западной культуры. Его поклонники утверждали, что именно Куросава «взял за глотку воинский дух Японии, и впервые заглянул кровавому божеству в глаза». Его фильм «Семь самураев», вышедший в 1954 году, стал новым словом в кинематографе. В 1990 Куросава был удостоен премии «Оскар» за достижения, которые вдохновили и оказали огромное воздействие на кинематографистов всего мира.
Свой путь в кино Куросава начал с должности помощника режиссёра, на которой проработал 7 лет. Первый самостоятельный фильм – «Гений Дзюдо» – Куросава снял в 1943, а признание и известность пришли к нему в 1950 году после выхода фильма «Расемон», получившего «Золотого льва» в Венеции и премию американской киноакадемии «Оскар». Через четыре года вышла ещё одна знаменитая работа мастера «Семь самураев» (1954).
Акира Куросава стал классиком ещё при жизни, однако его режиссёрская карьера складывалась нелегко. Мастера преследовали неудачи за неудачами, его фильмы не имели успеха, его компания разорились, он получил приглашение в Голливуд, но и там не сложилось – из-за разногласий со студией ему пришлось бросить проект и вернуться домой.
В декабре 1971 года Акира Куросава совершил попытку самоубийства. После длительного перерыва в работе режиссёр снял в 1975 году картину по мотивам книг Владимира Арсеньева «Дерсу Узала» на студии «Мосфильм», заработав второй «Оскар» за лучший иностранный фильм – один из немногочисленных советских «Оскаров». Режиссёр был высоким ценителем и знатоком русской культуры и литературы. Свидетельством этого, помимо фильма «Дерсу Узала», стали также картины «Идиот» по Достоевскому и «Под стук трамвайных колес», в котором использованы мотивы пьесы Горького «На дне».
В Японии и Азии его клеймили как спекулянта, продающего жадному Западу национальную специфику. Сам Куросава, напротив, черпал вдохновение из Европы и Америки. Его любимыми режиссёрами были Джон Форд и Абель Ганс, а также Сергей Эйзенштейн, у которого Куросава позаимствовал привычку самому отвечать за монтаж своих фильмов. . Запад ответил японскому режиссёру взаимностью. Из фильмов Куросавы произошли и вестерны 1960-х («Великолепная семерка» сделана по мотивам «Семи самураев»), и итальянские спагетти-вестерны (дебют Серджио Леоне «За пригоршню долларов» основан на сценарии «Телохранителя» Куросавы). Во многом благодаря Куросаве азиатское кино стало неотъемлемой и важной частью мирового кинематографа.
Фильмография
1943. Гений дзюдо 1944. Самые красивые 1945. Гений дзюдо II 1945. Идущие по хвосту тигра 1946. Творящие завтрашний день 1946. Без сожалений о нашей юности 1947. Одно прекрасное воскресенье 1948. Пьяный ангел 1949. Тихая дуэль 1949. Бездомный пёс 1950. Скандал 1950. Расёмон 1951. Идиот 1952. Жить 1954. Семь самураев 1955. Я живу в страхе 1957. Трон в крови 1957. На дне 1958. Три негодяя в скрытой крепости 1960. Плохие спят спокойно 1961. Телохранитель 1962. Отважный самурай 1963. Рай и ад 1965. Красная борода 1970. Под стук трамвайных колес 1975. Дерсу Узала 1980. Тень воина 1985. Ран 1990. Сны 1991. Августовская рапсодия 1993. Ещё нет |