Учение японской буддийской школы Сингон
Родоночальник японского буддизма
Ку:кай 774 – 835 (море пустоты), источник (Япония)
Учение школы Сингон наилучшим образом изложено в трактате Ку:кая «О десяти стадиях совершенствования сердца» («Дзю:дзю:синрон»). Особенностью этого сочинения является конкретный анализ медитативной практики.
Классическое учение о сознании (виджнянаванда), изложенное Асангой и Васубандху, насчитывало восемь главных его слоев-состояний: первые пять — это уровень самых примитивных ощущений, соответствующий пяти чувствам — зрению, слуху, обонянию, вкусу и осязанию. Шестой уровень соответсвует собственно сознанию, воспринимающее информацию, доносимую чувствами. На седьмом уровне возникает представление о единстве всех ощущений и формируется, с одной стороны, понятие «я», личности индивида, а с другой — внешних объектов, предметов. Восьмой уровень сознания можно назвать подсознанием, в котором изначально содержатся все ощущения, представления и концепции, лишь актуализирующиеся под воздействием чувств, их осей знания на шестом и концептуализации на седьмом уровне.
Когда монах достигает восьмого уровня в своей медитативной практике, он впервые понимает, что в нем содержатся все возможные ощущения и реакции на них и что, по сути ничего, кроме этих ощущений, человеку не дано. То что казалось на предыдущих уровнях реально существующими вещами, на самом деле не более чем просто совокупность ощущений и представлений, а потому можно сказать, что весь так называемый реальный мир есть лишь продукт деятельности этого восьмого уровня сознания. Отсюда вывод, что сушествует только сознание.
Однако, оставалась не до конца выясненной причина, по которой восьмой уровень сознания (в психологии подсознание) именуемое буддийской традицией «сознанием-хранилищем» (санскр. алая-виджняна) — приводится в действие и начинает воспроизводить ощущения и концепты. Обычно считалось, что этот толчок дает накопленная ранее карма. Тогда должен существовать еще один уровень, свободный от таких влияний и являющийся истинным чистым сознани- ем. Он был выделен Парамартхой (VI в.) и назван амала-виджняной — «незагрязненным сознанием». Эта идея была подхвачена и развита йогинами школ Хуаянь (Кэгон) и Тяньтай (Тэндай). Ку:кай же пошел дальше и выделил еще один, десятый уровень сознания. Он называет его «сознанием тайного великолепия» (яп. химицу сё:гон син).
На этом уровне сознания человеку открывается, что нет никакого различия между феноменальным и абсолютным, между вечным и изменчивым, ибо все есть не что иное, как единое «дхармовое тело» вселенского будды Махавайрочаны, и в этом смысле ничто уже не есть иллюзия или заблуждение, а лишь различные аспекты истины. Этот уровень сознания, идентичный сознанию будды, уже нельзя выразить в словах, объяснить, его можно только пережить, достигнув с помощью особой синтетической практики.
Источник: А.А.Накорчевский, «Японский буддизм», Санкт-Петербург, изд.«Азбука-классика», «Петербургское возрождение», 2004, глава «Учение школы сингон», стр.317 – 321.
Справочный отдел |